05:38
Обновить
Бусидо - Общалка
Понедельник, 10.12.2018, 05:38 Приветствую Вас Странник

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Общалка » Япония » Традиции » Бусидо
Бусидо
FynjyДата: Суббота, 23.05.2009, 18:09 | Сообщение # 1
любитель
Группа: Создатели
Сообщений: 330
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Убежал
Бусидо – Путь воина, учение о должном поведении самурая и по совместительству изначальный дух японской нации.

Хочешь жить? Живи!
 
FynjyДата: Суббота, 23.05.2009, 18:09 | Сообщение # 2
любитель
Группа: Создатели
Сообщений: 330
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Убежал
Бережливость

Воины на государственной службе, высокого или невысокого ранга, должны быть всегда бережливыми и стараться не сорить деньгами.

Что касается воинов, получающих жалованье, то даже если они на чем-то и «пролетят», но быстро изменят свое настроение и мышление и будут экономить везде, где только смогут, упрощая некоторые свои дела, то в скором времени они восстановят свои финансы. Это потому, что у них имеются сбережения.

Если воины менее высокого положения подражают лицам более знатным, понапрасну соря деньгами, то поскольку они не имеют никаких запасов, тратя все на удовлетворение всех своих желаний, то не имеет значения, сколько они сэкономят, они все равно не смогут расплатиться. В конце концов, они понесут огромные убытки и разорятся.

Индивидуальные доходы — дело частное, но те, кто находится на государственной или общественной службе, должны жить по стандартам своих коллег, что неминуемо требует определенных затрат. В этих условиях, если кто-нибудь разоряется и вследствие этого оказывается вовлеченным во всевозможные махинации и интриги, говоря то, что не следует говорить, и делая то, что не следует делать, таким образом приобретая скверную репутацию, — это следствие нерешенных финансовых проблем.

По этой причине надо начинать с полной осведомленности о своих финансовых делах и с самого начала жить в рамках своих средств, избегая пустых трат, даже самых малых, расходуя деньги только на обязательные нужды. В этом и есть основная суть бережливости.

Но есть еще кое-что, что должно быть усвоено. Когда вы привыкли экономить, не любите транжирить деньги и нацелены на сбережения и экономию во всем, вы быстро восстановите свои финансы и станете даже более богатым, чем были раньше. Но если при этом вы станете скупым и жадным, пренебрегающим в конечном счете своими обязанностями и службой, так как все, о чем вы думаете, — это преумножение денег, то все это затем выливается в крайне неприятное свойство, называемое скряжничеством.

Подобное может случиться с крестьянами и горожанами, но воина-скрягу окружающие просто презирают. Это происходит потому, что тот, кто считает ниже своего достоинства тратить деньги даже на серьезные цели, а таких довольно много в мире, наверняка не сможет легко отдать свою единственную жизнь. Вот почему древние говорили, что скряга — это второе имя труса.


Хочешь жить? Живи!
 
FynjyДата: Суббота, 23.05.2009, 18:10 | Сообщение # 3
любитель
Группа: Создатели
Сообщений: 330
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Убежал
Болтовня и критиканство

Полными идиотами считают тех воинов, которые хвастают, и тех, которые занимаются критиканством; они кажутся похожими, но следует понимать, что они очень разные.

Поясняю. Среди воинов старшего поколения было несколько таких, кто погубил свою заслуженную в боях репутацию неумеренным бахвальством. Даже среди знаменосцев сегуна встречались хвастуны. В те времена были горстки воинов, известных как болтуны, в феодальных поместьях практически в каждом уезде.

Эти болтуны отличились во времена военной службы и к тому же полностью соответствовали нормам кодекса воинов; в мирное время преуспеть в профессиональном и социальном плане им мешали упрямство и настырность, не позволяющие служить или выступать в роли советника. Жалованье и положение не соответствовали их заслуженной великолепной репутации, поэтому у них развилось наплевательское отношение ко всему; они высказывали все, что хотели, и всякий раз, когда хотели. А так как их господа и высшие советники игнорировали этих служак, как перешедших все рамки приличия, болтуны становились все более несдержанными, высказываясь о людских достоинствах и недостатках безапелляционно и не извиняясь, бахвалясь до конца своих дней.

Что до сегодняшних хвастунов» то они даже никогда не надевали военные доспехи, и всякий раз, когда они оказываются вместе со своими закадычными друзьями, начинают ругать управление хозяйством своего господина или осуждать личную политику руководства; и кроме того, распространяют сплетни о своих хозяевах и коллегах. Люди, подобные им — глупцы, считающие, что они одни умники. Они резко отличаются от хвастунов старых времен. Их бы следовало назвать скорее очернителями или пустомелями.


Хочешь жить? Живи!
 
FynjyДата: Суббота, 23.05.2009, 18:10 | Сообщение # 4
любитель
Группа: Создатели
Сообщений: 330
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Убежал
Вассалы

Воин, который получает жалованье от сюзерена за службу, не может полностью выполнять свои обязанности, пока считает, что его тело и жизнь принадлежат ему самому.

Поясню. Различаются две категории людей, несущих службу во владении господина. Слуги низкого ранга и свита заняты день и ночь и усердно работают, но это не означает, что они готовы пожертвовать своей жизнью в интересах господина. Поэтому, если они нерешительны на поле боя, в этом нет ничего недостойного для них. Их можно назвать наемными работниками, которые продают только свое тело, свой труд.

Рыцарь, напротив, посвящает службе свою единственную жизнь. Так как владение лорда изначально представляет собой воинский лагерь, в случае возможной опасности каждый хозяин поместья предоставляет воинское ополчение в соответствии со своим статусом.

Например, барон с поместьем в 100 000 коку официально обязан поставить отряд из 170 всадников, 60 пеших лучников, 350 пехотинцев с ружьями, 150 улан и 20 знаменосцев. Число дополнительного персонала сверх официальной заявки зависит от возможностей и желания командира.

Когда это ополчение уходит на место сражения, достаточное количество мужчин должно остаться в поместье, чтобы охранять замок и предотвратить его окружение и осаду. Поэтому определенное число воинов, хотя иногда и больше, чем требуется, остается в замке. Среди них могут оказаться люди с врожденными физическими недостатками или те, кому, похоже, недостает решимости; но к ним относятся снисходительно и им доверены все наследственные права и полномочия.

Следовательно, как вассал, кто-то может допускать особые отношения со своим хозяином, единственным для него среди всех лордов уездов и провинций Японии. Даже если вы получаете небольшое жалованье в 100 коку, за 10 лет это составит 1000 коку риса. Итак, если вы соберете весь рис, который получила ваша семья за десятилетия со времени еще ваших предков и до ваших дней, какой же огромной будет эта сумма?

Когда приходит время расплатиться за эту господскую благодать, если вы только исполняете свои обычные обязанности в охране, эскорте или служа порученцем — в мирное время такая работа называется «слоняться и бить баклуши», — вашу службу едва ли можно назвать выдающейся.

Но однажды может сложиться критическая ситуация. Сущность службы воина — держать свои соображения при себе, призывая Бога войны в свидетели, что вы не заставите других делать то, что должны и можете сделать сами — идти первым в атаку, или возглавить осаду, или руководить арьергардом при возможном отступлении, или, в зависимости от своего ранга, встать на пути вражеских стрел, летящих в вашего господина или командира, или стоять насмерть и умереть героической смертью в неравном бою.

Безотносительно к чему-либо, раз вы постигли эту сущность своей службы, ваше тело и ваша жизнь уже не принадлежат вам. Так как вы никогда не знаете когда понадобитесь своему господину, вы должны более тщательно следить за собой, избегая пагубных привычек, таких как обжорство, пьянство и неразборчивость в половых связях.

Не считайте подходящей для себя смерть в домашней постели, сторонитесь ссоры, в которой вы убьете своих товарищей и потеряете свою жизнь, — вы должны избегать такого рода нелояльного и безответственного поведения.

Чтобы избежать этого, лучше всего не высказываться необдуманно. Возражения появляются во время беседы, и если однажды возникнет спор, дело обязательно дойдет до взаимных оскорблений.

Когда два несдержанных воина доходят до обмена оскорблениями, это неизбежно приводит к стычке. Поэтому преданный и добросовестный воин, или кто-либо еще, кого можно назвать здравомыслящим и интеллигентным человеком, это тот, кто проявляет полное понимание, постоянно сдерживает себя и с самого начала спора уклоняется от возможной ссоры, напоминая себе, что его тело и жизнь уже принадлежат сюзерену.


Хочешь жить? Живи!
 
FynjyДата: Суббота, 23.05.2009, 18:11 | Сообщение # 5
любитель
Группа: Создатели
Сообщений: 330
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Убежал
Вежливость и почтительность

Верность и семейный долг обязательны не только для воинов; крестьяне, ремесленники и торговцы подчиняются тем же правилам.

Тем не менее, когда молодые люди или слуги проявляют невежливость в разговоре и просто в общении со своим господином или родителями, на это не обращается внимание, пока они искренни в своем уважении к своему господину и родителям. В этом суть понятий верности и семейного долга у трех низших сословий. Для воина не имеет значения, насколько велики верность господину и чувство семейного долга в его сердце. Если эти чувства к господину и родителям выражаются без надлежащих учтивых манер, о вас нельзя сказать, что вы соответствуете своему предназначению воина.

Однако, общаясь с господином, который обходится без слов, или в отношениях с родителями воин может даже быть грубым и невнимательным в их присутствии. Вот когда вы остаетесь внимательным и чутким, даже находясь вне дома, где ваш господин и родители не могут знать, чем вы занимаетесь, и ваше поведение во мраке ночи не отличается от того, как вы ведете себя при свете дня, тогда именно это называется истинной преданностью и сыновней почтительностью воинов.

Где бы вы ни спали, не ложитесь ногами в направлении вашего господина. Когда устанавливаете пучки соломы для упражнений в стрельбе из лука, не допускайте, чтобы стрелы ложились вблизи вашего господина, когда вы кладете копье и меч на подставку, не направляйте их острие на господина.

Кроме того, выпрямьтесь (сядьте прямо), когда вы слышите или говорите что-то, имеющее отношение к вашему господину. Ни к чему хорошему не приведет, если вы будете валяться в неприличном виде, сплетничая о своем господине, или читать письмо от родителей без должного внимания, выбросив его впоследствии или использовав для чистки трубки или лампы.

Когда люди, ведущие себя таким образом, встречают представителей других домов и в других местах, они разглагольствуют о негативных сторонах хозяйства своего господина и его домочадцах. Или, если они встречают кого-либо, кто льстит им, они радостно подхватывают насмешки над родителями, братьями и сестрами, осмеивая их и пороча их репутацию. Из-за этого в один прекрасный день они будут наказаны своим господином или родителями, или столкнутся с серьезными неприятностями, или умрут смертью воина, брошенного судьбой. Даже если они уцелеют, они уже ни на что не будут годиться или на любом уровне не смогут вести достойную жизнь.

В период Кэйтё (1596—1615) жил бесстрашный рыцарь по имени Кани Сайдзо. Он командовал пехотой под началом Фукусима Масанори, Гранда императорской стражи Левых. Он охранял Железные ворота замка Хиросимы в Аки. Так как вельможа дежурил круглосуточно, а был уже в преклонном возрасте, он любил подремать.

Однажды рассыльный из личной службы Масанори пришел к Сайдзо, когда он дремал, и принес перепелку, пойманную соколом. Мальчик доложил, что перепелка послана Сайдзо самим лордом Масанори, чей сокол и поймал ее.

Услышав это, Сайдзо поднялся, вновь облачился в официальный костюм, который он снял, чтобы подремать, и повернулся лицом к главной ставке Масанори, чтобы принять дар, говоря, что он немедленно пойдет туда, чтобы выразить свою благодарность. Затем он отругал рассыльного, ворча: «Даже хотя ты всего лишь мальчик, ты полный идиот! Если это послание от лорда, прежде чем объявить о нем, подожди, пока я приведу себя в порядок,, и. затем официально передай мне послание.

Вместо этого у тебя хватило смелости доложить мне о послании от лорда в момент, когда я еще лежал! Если бы ты не был всего лишь мальчишкой, тебя бы наказали за это, но, видя, какой ты еще ребенок, я отпускаю тебя».

Получивший взбучку помощник поспешил назад и рассказал мальчикам-слугам о случившемся. Масанори услышал рассказ, он позвал рассыльного и расспросил его. Мальчик поведал всю историю. Рассказывают, что Масанори произнес: «Понятно, что Сайдзо рассердился на твою невоспитанность. Я хотел бы, чтобы у всех воинов провинции Аки и Бидзэн было сердце Сайдзо. Тогда все станет возможным».


Хочешь жить? Живи!
 
FynjyДата: Суббота, 23.05.2009, 18:12 | Сообщение # 6
любитель
Группа: Создатели
Сообщений: 330
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Убежал
Власть заимствованная и власть украденная

Для рыцаря на службе существует такое понятие, как заимствование на время властных полномочий своего господина, и такое понятие, как узурпация, или захват власти господина. Для лорда также существует понятие передачи власти и полномочий слуге и понятие потери власти, украденной неверным слугой.

Предположим, рыцарь, которому поручили ответственную работу, молод или занимает невысокое положение. В зависимости от обычаев, принятых во владении господина, и обстоятельств тех времен, он может выполнять задание, ссылаясь на некоторые полномочия, которыми его наделил господин. Так как на первых порах это в интересах сюзерена, подчиненный на время выполнения порученной ему работы заимствует властные полномочия господина, чтобы управлять делами поместья. Это называется заимствованием власти сюзерена.

Располагая полномочиями господина, рыцарь после полного завершения своей работы и удовлетворения потребности людей, позаботившись о делах хозяйского владения, обязан затем незамедлительно возвратить эти полномочия, то есть снять их с себя и заняться непосредственно своей работой в соответствии с правами, соответствующими занимаемому посту. Однако может так случиться, что обласканный славой и имеющий за собой хозяйскую силу и влияние воин сделается алчным и в конечном счете загорится идеей сохранить за собой властные полномочия господина. Это называется кражей, или узурпацией, власти сюзерена.

Далее, передача части власти сюзерена для усиления влияния слуги является примером действий просвещенного лидера и мудрого командира. Это называется временной передачей (одалживанием) властных полномочий слуге. Неприятности начинаются, когда сюзерен не отзывает обратно свои полномочия сразу же после выполнения слугой задания, оставляя их переданными на неопределенно долгое время. В итоге их становится трудно восстановить в прежнем состоянии; и в результате хозяйская власть (или ее часть) узурпируется. Это называется захватом, или кражей, власти вассалом.

В этом не только главный личный и профессиональный позор и унижение для сюзерена, но и источник многих бед и потерь. Если слуга приобретает слишком большое влияние, власть сюзерена, его достоинство и высокое положение, естественно, ослабеют. Все его имущество перейдет к слуге, и рыцари поместья сообразят, что для получения официального одобрения на все действия им достаточно всего лишь согласия влиятельного слуги. В силу этого рыцари будут, естественно, стараться снискать его расположение и меньше думать о своем господине.

Таким образом, сюзерен и его сторонники будут отстранены от управления, и вряд ли преданные и верные сюзерену рыцари смогут появиться в таком владении. Случись что-нибудь неприятное или переворот, во владениях сюзерена совсем не окажется достойных мужчин, могущих взять ситуацию под свой контроль.

И далее, бывает так, что даже все чиновники, близкие к сюзерену, как и рыцари в гражданских учреждениях, не говоря уже о рыцарях менее значительных, находятся под прессом власти одного-единственного слуги-фаворита, наделенного полномочиями сюзерена.

Понимая, что это вредит положению господина, они все же стараются не рассказывать об этом, не желая поставить господина в известность о происходящем, даже хотя сами возмущаются этим и тайком жалуются своим близким друзьям. При таких обстоятельствах у сюзерена просто нет возможности узнать о деспотизме, привилегированном положении и росте влияния своего слуги.

В результате этого умолчания сюзерен продолжает оставаться в неведении и считает, что все, что делает тот слуга, делается правильно. Неизбежно этот господин подвергнется общественному осуждению за то, что обрек себя на неприятности по собственной халатности и неумению правильно разбираться в людях, а это качества, не подобающие никому в положении сюзерена или главнокомандующего.

И в довершение всего, поскольку этот человек не страшится глаз и ушей господина и еще меньше принимает во внимание настроения и мнения своих сослуживцев, он начинает подкупать мелких служащих, используя имущество господина, чтобы давать подарки его друзьям и получать от них ответные дары уже для самого себя, и принимать гостей, угощая их припасами из хозяйских кладовых.

Поскольку он распоряжается хозяйской собственностью как своей, финансы господина в конце концов истощаются. Это еще одна большая беда, случающаяся с теми сюзеренами, кто позволил слугам узурпировать власть.

Уясните для себя окончательно: пока мы состоим на службе у своего сюзерена и получаем от него щедрое вознаграждение, крайне необходимо быть всегда почтительными, сдерживать собственную гордыню и служить таким образом, чтобы преумножить власть и достоинство своего господина во всех отношениях. Вот почему старики говорят, что «преданный слуга знает лишь, что у него есть господин; он не знает, кто он сам».


Хочешь жить? Живи!
 
FynjyДата: Суббота, 23.05.2009, 18:13 | Сообщение # 7
любитель
Группа: Создатели
Сообщений: 330
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Убежал
Военная служба

Вообще-то говоря, официальные обязанности воинов двояки: сражаться и строить. Когда идет война и изо дня в день то там, то здесь продолжаются бои и стычки, воину совсем не до отдыха.

Строительство ведется в ходе боевых операций — здесь крепость, там — ров; баррикады, укрепления, сторожевые будки. Изнурительный труд всех без исключения, невзирая на положение, на тяжелой строительной работе, может продолжаться сутками и требует энергичных усилий.

В мирное время нет боев, и не надо для их подготовки ничего сооружать. Поэтому воины, служащие под началом военачальников, больших и малых, выполняют такие обязанности, как охрана, сопровождение, доставка корреспонденции и многие другие дела.

Если люди думают, что эти гражданские обязанности и есть настоящая работа воинов, они перестают считать сражение и строительство важнейшими обязанностями воинов. Когда даже в редких случаях сёгун требует участия баронов и лендлордов в общественных проектах, и расходы, будучи большими, распределяются среди рыцарей, состоящих на службе в их владениях, так, чтобы каждый мог внести небольшой взнос, недовольство и ворчание по поводу того, что эти поборы незаконны, проистекает из непонимания того факта, что сражение и строительство — две важнейшие стороны воинской службы.

Что касается обычных, повседневных дел, таких как охрана, сопровождение или доставка корреспонденции, то если вы считаете обременительным делать свою повседневную работу и притворяетесь больным, чтобы без колебаний переложить работу на своих сослуживцев; если вы против совместной оплаты расходов на поездку в случае командировки и, страдая от трудностей дороги, притворяетесь больным, чтобы переложить расходы и хлопоты на других, не опасаясь их презрения; если несмотря на то, что идти недалеко, вы не стесняетесь брюзжать в присутствии коллег о необходимости идти куда-то дважды в один и тот же день или выходить в дождь, делая свою работу с плохим настроением, даже если и трудитесь упорно — тогда вы ничем не отличаетесь от простого лакея или простолюдина, натянувшего на себя шкуру воина.

Когда рыцари, рожденные в Эру воюющих государств, шли в бой, летом ослепительное солнце безжалостно жгло их доспехи; зимой ледяной ветер проникал сквозь амуницию. Они мокли под дождем, их заносило снегом. В поле и в горах они спали, положив голову на рукав, ели только неполированный рис и соленый суп.

В открытом ли бою, при осаде крепости или при обороне укрепления рыцари испытывали страшные лишения и усердно трудились. Единственное, чего они не испытывали — это просто обычное нормальное состояние.

Когда размышляешь об этом, становится понятно, какое большое счастье родиться в мирное время, когда летом мы вешаем сетки против москитов, зимой закутываемся в ночные пижамы и ватные одеяла, едим, что любим, и живем в мире и комфорте. Ведь в это время нет достаточных оснований заботиться об охране дома или сопровождать кого-либо или быть посланным с каким-нибудь трудным заданием.

Рассказывают, что великий воин, известный как Мастер-лучник, имел привычку писать на стене четыре слова, которым он следовал в повседневной жизни: «Всегда на поле боя». Я отмечаю это для назидания начинающим воинам.


Хочешь жить? Живи!
 
FynjyДата: Суббота, 30.05.2009, 13:54 | Сообщение # 8
любитель
Группа: Создатели
Сообщений: 330
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Убежал
Военное снаряжение

Рыцари на государственной службе должны иметь надлежащее военное обмундирование и оружие в соответствии со своим положением. Сюда входят предметы, которые перечислены в .военных сводах (уставах) каждого владения и определяются их господами-сюзеренами. Это индивидуальные знаки различия, плюмажи на шлемах, значки на копьях, нарукавные нашивки и эмблемы всадников и повозок — такими отличительными знаками всегда должен быть обеспечен весь дом воина.

Если вы попытаетесь обзавестись этими предметами в последний момент, в критической ситуации, то в этом проявится ваше обычное пренебрежение к долгу, и не стоит даже говорить, с каким презрением будут на вас смотреть люди.

В древних предписаниях для домов воинов говорится, что те из них, кто был убит своими собственными союзниками по причине отсутствия знаков отличия, умерли бессмысленной смертью, напрасно. Поэтому здесь не должно быть места халатности.

Допустим, что у ваших слуг лезвия мечей сделаны из дерева или бамбука, так как вы предполагаете, что им не следует убивать кого-либо; или возьмем глупцов, которые гуляют без набедренной повязки, так как считают, что им не надо прикрывать свои чресла, и вы позволяете им так вести себя. Это непростительно.

Насколько больше все это касается рыцаря на службе. Не важно, что время может быть мирным; если кто-то получает жалованье за военную службу и все еще не считает возможным экипировать себя полностью необходимым военным обмундированием и оружием, он будет в сотни раз более растяпой, чем тот, кто носит меч из дерева или бамбука, или чем юнцы-ловеласы, не надевающие набедренных повязок.

Поэтому вам следует сознательно избегать небрежности и беспечности в вопросах военной амуниции. В связи с этим надо понять некоторые моменты.

Допустим, что воин невысокого положения собирается приобрести полностью новое обмундирование и потратить, к примеру, три меры золота на весь комплект формы. Он планирует израсходовать две трети суммы на шлем и доспехи, а на остальное купить нижнее белье, штаны, рубашку, пальто, краги, военную куртку, хлыст, веер, походный комплект посуды и столовых принадлежностей, сумку для одежды, флягу и т.п. Необходимо приготовить все нужные вещи, так же как и амуницию.

Даже если он молод и силен, ему все же следует избегать тяжелых доспехов из толстого металла, больших знамен и пышных плюмажей над шлемом. Доспехи, уравнивающие силы противников в пору расцвета молодости, становятся бесполезными, когда вы стареете. Кроме того, не имеет значения, насколько вы молоды, если вы больны или ранены на поле боя: даже доспехи из тонкого металла будут вам в тягость и причинят мучения. Вот почему я говорю — избегайте тяжелых доспехов.

А что касается огромных знамен и пышных плюмажей, то когда вы используете их в каждой битве c юных лет, и они известны всему миру, трудно избавиться от них лишь потому, что они с годами обременят вас.


Хочешь жить? Живи!
 
FynjyДата: Суббота, 30.05.2009, 13:54 | Сообщение # 9
любитель
Группа: Создатели
Сообщений: 330
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Убежал
Воинские принципы

В кодексе воинов имеются два вида принципов с четырьмя уровнями.

Два вида принципов — это обычные принципы и принципы на случай критической ситуации (война и т.п.). Принципы, которыми руководствуются в обычное мирное время, включают в себя нормы поведения рыцарей и правила обращения с оружием. Принципы критических ситуаций определяют поведение воинов в военное время и во время сражения.

Нормы поведения обязывают рыцарей мыть руки и ноги и принимать ванну каждое утро и каждый вечер, сохранять тело в чистоте, бриться и причесываться каждое утро, одеваясь официально в соответствии со временем года и применительно к обстоятельствам, и всегда держать веер за поясом, не говоря уже о длинном и коротком мечах. Принимая гостей, ты уделяешь им внимание соответственно их положению и избегаешь пустой болтовни. Даже когда ешь рис или пьешь чай, всегда старайся быть опрятным и аккуратным.

Когда ты на службе, не шатайся праздно в свободное от работы время; читай, упражняйся в каллиграфии, размышляй над древними летописями или анализируй поведение воинов в старину. Прогуливаешься ли ты, спокойно ли стоишь, сидишь, или прилег отдохнуть, твое поведение и манеры должны выдавать истинного воина. Что касается наставлений в отношении оружия, то первое, что необходимо изучить, — это искусство фехтования, затем обращение с копьем, верховая езда, стрельба из лука, ружейная стрельба и другие боевые искусства. Твой долг изучать военную науку, практиковаться и совершенствовать свое умение в этой области, тогда ты будешь всегда готов применить эти навыки.

Когда освоишь эти два уровня — принципы рыцарства и принципы вооружения, ты уже не упустишь ничего из обычных принципов. В глазах простых граждан ты будешь выглядеть настоящим воином, достойным подходящей службы. Однако воины по природе своей — это люди, предназначенные для действия в критических ситуациях. Во времена общественных потрясений они оставляют в стороне свои обычные рыцарские манеры, усваивают военную терминологию в общении со своими хозяевами, соратниками и подчиненными, сбрасывают официальные гражданские одежды и надевают доспехи, берут оружие и устремляются на врага. Всевозможные способы и хитрости ратного искусства полностью отражены в воинских принципах. Их необходимо знать.

Следующий вопрос — правила поведения в бою. Когда твои враги и друзья сталкиваются в бою, если твоя диспозиция и маневры проходят так, как планировалось, ты одержишь победу; в противном случае ты упустишь преимущество и потерпишь поражение. Имеются традиционные секреты в части разных диспозиций и маневров; они-то и называются принципами боя или правилами ведения боя. Их необходимо знать.

Военные правила и правила боя — это два уровня принципов для критических ситуаций.

Воин, который освоил четыре уровня принципов поведения в обычное время и в критических обстоятельствах, считается рыцарем высшего класса. Если ты усвоил два уровня обычных правил, ты хорош для службы рыцарем, но если не довел до совершенства два уровня принципов для критических ситуаций, ты не можешь стать военным начальником самураев, лидером группы, судьей или кем-нибудь вроде них.

С учетом вышеизложенных различий стать воином во всех смыслах — означает постоянно следовать принципам рыцарства и вооружения так же хорошо, как и тайнам военных и боевых наставлений, предписывающим никогда не ослаблять стремления стать совершенным рыцарем.


Хочешь жить? Живи!
 
FynjyДата: Суббота, 30.05.2009, 13:55 | Сообщение # 10
любитель
Группа: Создатели
Сообщений: 330
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Убежал
Воины

Воины – это должностные лица, в чьи обязанности входит бороться с преступностью, разрушающей общество, и обеспечивать безопасное существование трех других сословий. Следовательно, даже если вы и воин низкого ранга, вы не должны плохо обращаться с представителями этих трех сословий.

Понапрасну оскорблять крестьян или обременять их всевозможными отработками, или заставлять ремесленников делать какие-то вещи и не платить за них, или покупать товары в кредит у торговцев и не рассчитываться с ними, или занимать у них деньги и не возвращать долг — это вопиющая несправедливость.

Осознав это, вы всегда будете обращаться с крестьянами в своем владении с пониманием; следить за тем, чтобы ремесленники не разорялись, и регулярно платить долги купцам частями, если невозможно заплатить сразу, чтобы они из-за вас не понесли убытки.

Воину, чей долг — борьба с бандитами, негоже самому поступать подобно бандиту.


Хочешь жить? Живи!
 
FynjyДата: Суббота, 30.05.2009, 13:55 | Сообщение # 11
любитель
Группа: Создатели
Сообщений: 330
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Убежал
Война с клеветой

Для воина, нанятого на государственную службу, крайне необходимо всегда быть осторожным в словах и не сплетничать, даже если вы видите или слышите что-то нехорошее о своих сослуживцах. Так следует поступать потому, что вы никогда не знаете, какого рода ошибки или недоразумения вы сами можете совершить.

К тому же старшие должностные лица и чиновники назначены сюзереном, которому вы служите, в соответствии с его прозорливостью, и говорить о них плохое равносильно порочению или очернению своего хозяина.

К тому же может случиться так, что по какой-либо причине вам придется просить этих людей о чем-нибудь, быть вынужденным следить за тем, когда они в хорошем настроении, и умолять, сложив ладони и преклонив колени, умалчивая о том, о чем до сего времени сплетничали и что осуждали. Независимо от сути дела, подобные разговоры не к лицу тому, кто собирается стать воином.


Хочешь жить? Живи!
 
FynjyДата: Суббота, 30.05.2009, 13:56 | Сообщение # 12
любитель
Группа: Создатели
Сообщений: 330
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Убежал
Выбор друзей

Воин на службе может иметь много товарищей, коллег, но, конечно же, он естественно стремится поддерживать дружеские отношения с теми, кто смел, справедлив, умен и влиятелен. Немного таких имеется воинов, но даже если и найдется один среди ваших друзей, он сможет оказать большую помощь в трудную минуту. Вообще говоря, негоже для воинов ошибаться в выборе друзей, как и вообще сближаться с кем-либо, пить и есть вместе, обмениваться частыми визитами. Поясню.

Воины становятся близкими друзьями только, когда они заглядывают друг другу в сердце. Воины не должны сближаться случайно, без предварительного намерения, лишь для веселого времяпрепровождения или приятной беседы. Если они окончательно потеряли чувство приличия и ведут себя развязно, распевая ночами, если они чувствуют себя в эйфории и могут беспечно болтать, им нужно образумиться и отдалиться друг от друга, более не разговаривая. И без посторонней помощи они могут в конечном итоге сами образумиться и все исправить. Внешность таких людей может напоминать воинов, но их психология сродни мироощущению простых работяг. Подобного следует остерегаться и избегать.


Хочешь жить? Живи!
 
FynjyДата: Суббота, 30.05.2009, 13:56 | Сообщение # 13
любитель
Группа: Создатели
Сообщений: 330
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Убежал
Главное

Тот, кто собирается стать воином, считает своей самой главной заботой помнить о смерти все время, каждый день и каждую ночь, начиная с утра наступающего нового года и до поздней ночи года уходящего.

Пока ты постоянно вспоминаешь о смерти, ты будешь также постоянно исполнять Путь преданности и семейного долга, заключающегося в заботе о родителях и почитании предков. Ты также избежишь несчетных бед и несчастий, будешь физически крепок и здоров и проживешь долгую жизнь. Более того, твой характер укрепится и мужество возрастет.

На это есть причины. Любая человеческая жизнь подобна вечерней прохладе и утренним заморозкам — чему-то хрупкому и эфемерному. Это касается жизни всех людей, но жизнь воина особенно непредсказуема, непрочна и зависит от множества обстоятельств. Если люди подбадривают себя мыслью о долгой жизни, хотя они и думают, что вечно будут заниматься своей работой и заботиться о своих родителях, всякое может случиться — они могут не угодить своим хозяевам или начать плохо обращаться с родителями. Но если ты сознаешь, что жизнь, которая протекает сейчас, не обязательно продлится и завтра; тогда, получая задание от хозяина и навещая родителей, ты представляешь, что это может быть в последний раз — и поэтому не можешь не оправдать доверия своего хозяина и своих родителей.

Вот почему я говорю: ты всегда выполнишь Путь преданности и семейного долга, если будешь помнить о смерти.

В каждом случае, когда ты забываешь о смерти и становишься рассеянным, ты теряешь бдительность и утрачиваешь контроль над ситуацией. Ты можешь сказать что-нибудь обидное собеседнику и затеять спор. Или можешь прогуливаться в излюбленном месте, где у тебя нет никаких дел, и, не сторонясь толпы, наткнуться на глупца и ввязаться в неожиданную драку. Ты можешь потерять собственную жизнь, создать плохую репутацию своему господину и доставить огорчения своим родителям, сестрам и братьям. Все эти неприятности происходят из-за рассеянности, когда ты не удосуживаешься постоянно помнить о смерти.

Когда ты постоянно помнишь о смерти, когда ты говоришь и когда отвечаешь на то, что говорят тебе, ты понимаешь значимость и смысл каждого слова как профессиональный военный, поэтому ты не впутываешься в пустые споры. Само собой разумеется, ты не пойдешь в подозрительные места, даже если тебя пригласят, и поэтому избежишь неожиданных неприятностей. Вот почему я говорю: ты избежишь множества бед и несчастий, если будешь помнить о смерти.

Люди из самых разных сословий, высоких и низких, постоянно переедают, слишком много пьют и потакают своим страстям в неразумных пределах; все это из-за того, что они забывают о смерти. Излишества изнашивают их внутренние органы, и они могут умереть совсем молодыми, или же часто болеть, или стать инвалидами.

Когда ты постоянно помнишь о смерти, даже если ты молод и здоров, ты всегда знаешь, как о себе позаботиться. Ты умерен в еде и питье, избегаешь сексуальных излишеств и ведешь себя разумно.

Когда ты воображаешь, что твое пребывание в этом мире будет достаточно долгим, многие желания охватывают тебя и ты становишься очень активным. Ты хочешь то, что есть у других, и цепляешься за свое собственное имущество, развивая склонность к накопительству.

Когда же ты постоянно помнишь о смерти, алчность естественно ослабевает и не превращается в желание присвоения, захвата. Вот почему я говорю, что твой характер закаляется.

Но возникает вопрос — как помнить о смерти?

Всего лишь сидеть, ожидая смерти двадцать четыре часа в сутки, как монах Синкай, о котором писал в «Цурэдзурэгуса» Иосида-но Кэнко, — такое может подходить для монашеских медитаций, но не соответствует задачам боевого обучения. Если ты встретишь смерть подобным образом, то не выполнишь своего долга верности перед хозяином и семейных обязательств перед родителями; и твоя профессиональная воинская состоятельность потерпит фиаско. Этого никогда нельзя допускать.

Выполняй свой общественный и семейный долг день и ночь, и затем, как только выдастся свободное время, когда твои мысли не заняты, думай о смерти, заботься о соответствующем настроении. Говорят, что в наставлениях своему сыну Масаюки великий герой Кусуноки Масасигэ наказывал ему «всегда быть готовым к смерти». Все это излагается для осмысления молодыми, новообращенными рыцарями


Хочешь жить? Живи!
 
FynjyДата: Суббота, 30.05.2009, 13:58 | Сообщение # 14
любитель
Группа: Создатели
Сообщений: 330
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Убежал
Дружеские отношения

Для воина гордиться своей надежностью естественно, и это точно соответствует рыцарскому кодексу. Тем не менее, если вы демонстрируете надежность без особой надобности, выделяясь там, где у вас нет занятия, взваливая на себя заботы, которые вас не касаются, тогда вас назовут назойливым, вмешивающимся не в свои дела; а это вообще нехорошо. Даже когда происходит то, что, по вашему мнению, должно заинтересовать вас, но никто не спрашивает вашего мнения и не просит о помощи, лучше не вмешивайтесь.

Поясню. Если вы воин, то когда-нибудь к вам наверняка обратятся с просьбой о помощи и покровительстве, которые вы должны будете оказать, независимо от того, насколько трудным это может быть. В зависимости от развития событий вполне возможно, что вам придется пожертвовать своей единственной жизнью за вашего господина, ваших родителей или братьев. Вот почему я так резко выступаю против показного бравирования надежностью без достаточных на то оснований.

Когда древних воинов просили о чем-нибудь, они сначала оценивали степень осуществимости требуемого и, если считали, что задача невыполнима, с самого начала отказывались помогать. Даже в случае, когда дело рассматривалось ими как осуществимое, они соглашались взять на себя ответственность только после тщательного анализа всех обстоятельств; поэтому все, за что они все-таки брались, было просто обречено на удачу.

За это один из древних воинов был даже награжден как специалист по улаживанию сложных конфликтов.

Если, однако, вы с готовностью откликаетесь на любую просьбу без надлежащих размышлений и считаете пустяком, когда помочь не удается, вы приобретаете репутацию ни на что не годного, никчемного человека.

Далее, высказывать окружающим свое мнение или возражать против их точек зрения — эти действия следует делать весьма обдуманно. Хотя и не имеет особого значения, если люди выражают свое мнение слишком многословно, когда говорят со своими родителями, учителями, братьями, дядями, племянниками, детьми, школьниками; но при этом все, что говорит воин, должно быть вежливым, взвешенным и обдуманным.

И насколько надо быть более внимательным и тактичным в разговоре с друзьями и товарищами по работе; деликатность даже более уместна в этих условиях.

И еще, если кто-то приходит к вам за советом, безоговорочно отказать под предлогом, что это выше вашего понимания — случай исключительный. Раз уж вы стали чьим-то доверенным лицом, то это отражает определенный уровень искренности, позволяющий вам не бояться правды и высказывать свое мнение свободно, даже если партнеру не нравится то, что вы говорите.

Если, однако, вы малодушны и трусливы и боитесь сказать правду, опасаясь, что причините обиду или огорчение, и поэтому говорите что-то подходящее к случаю, вместо того, чтобы сказать то, что требуется, тем самым побуждая других говорить то, что они не собирались сказать, или провоцируя их совершать грубые ошибки во вред себе — тогда вы бесполезны как советчик.

И еще. Если люди настолько глупы, что отвергают советы и совершают ошибки по собственному полному неразумению, настаивая на своем праве делать все по-своему, вы не можете поддерживать дружеские отношения с такими людьми.


Хочешь жить? Живи!
 
FynjyДата: Суббота, 30.05.2009, 19:51 | Сообщение # 15
любитель
Группа: Создатели
Сообщений: 330
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Убежал
Инспекторы и управляющие

Рыцари невысокого ранга, служащие под началом инспекторов и управляющих, осознают, что они обязаны нести личную ответственность за настроение своих начальников и за все хорошее и плохое в их группе.

Если им повезло утвердиться лидерами группы, они должны доброжелательно относиться к каждому члену своей группы, считая это своей служебной обязанностью. Естественно, каждый понимает, что при этом не должно быть пристрастности или фаворитизма вообще.

Когда люди постепенно поднимаются до положения инспектора или управляющего, их поведение, однако, меняется. Теперь перед нами те, кто были хорошими рыцарями, когда занимали скромную должность, но стали непомерно чванливыми, достигнув высокого положения. В итоге они потеряли благосклонность своего сюзерена, стали никем и канули в лету. Я думаю, это назидательные примеры того, что может случиться.


Хочешь жить? Живи!
 
Общалка » Япония » Традиции » Бусидо
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Дизайн By UnderOld© 2018